Уважаемые родители! Душевный контакт с ребенком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идет воспитание. Есть контакт – все идет хорошо и будет хорошо; нет контакта – ничего нельзя предсказать. Как получится, так и получится. Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого.
Тест:
Достаточно ли вниманиявы уделяете своему ребенку
Полезные советы:
Кодекс истинного родителя
10 заповедей для родителей
Ваш ребенок - первоклассник
Ваш ребенок - пятиклассник
Полезная информация:
Психологические особенности десятиклассников
Переходный возраст: особенности контакта с подростком
10 заповедей для родителей
1 . Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему. И это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а, может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай ребенка!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Хуже, если можешь — но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всего.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ребенке творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — маленьким, взрослым, неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
«Ваш ребенок – пятиклассник»
Некоторые проблемы пятиклассников:
-
в письменных работах пропускает буквы;
-
не умеет применять правила, хотя знает их формулировку;
-
с трудом решает математические задачи;
-
плохо владеет умением пересказа;
-
невнимателен и рассеян;
-
неусидчив во время занятий, индивидуальной работы;
-
не умеет работать самостоятельно;
-
с трудом понимает объяснения учителя;
-
постоянно что-то и где-то забывает;
-
плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради);
-
испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;
-
часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события , связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие
Способы преодоления тревожности:
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Доверяйте ребенку.
4. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
6. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
7. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
8. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
9. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
10. Не унижайте ребенка, наказывая его.
11. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
12. Помогите ему найти дело по душе.
Рекомендации родителям пятиклассников
Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью!
Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
Золотые правила воспитания для родителей:
-
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомниться в этом.
-
Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
-
Опирайтесь на лучшее в ребенка, верьте в его возможности.
-
Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; чаще ставьте себя на его место.
-
Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
-
Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
-
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
-
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
-
Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ:
Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.
Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
«Ваш ребенок – первоклассник»
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Способы преодоления тревожности:
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Доверяйте ребенку.
4. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
6. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
7. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
8. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
9. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
10. Не унижайте ребенка, наказывая его.
11. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
12. Помогите ему найти дело по душе.
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
Проверьте правильно ли организовано рабочее место ребенка.
Приучите ребенка вовремя садиться за уроки
Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом.
Не в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.
Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.
Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.
Рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе
1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать
3. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него трудный день.
4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени
5. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоиться, тогда и расскажет все сам
6. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
7. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 - минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными
8. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
9. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой!» 7-8 -летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.д.
ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ
· Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
· Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
· Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
· Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
· Если ребенка критикуют, он учится ненавидеть.
· Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
· Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
· Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
· Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
· Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
· Если ребенок живет в понимании, он учится находить любовь в этом мире.